среда, 16 октября 2019 г.

Перенос производства модных товаров из Китая в Россию МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ




За последние пять лет на российском рынке появилось множество торговых марок от российских производителей одежды. Исследования подтверждают позитивный взгляд потребителей на этикетку «сделано в России», рынок взрывают новые российские дизайнерские бренды, например: 12 STOREEZ, OUTLAW, BATNORTON, USHATAVA, ВОЛЧОК и многие другие. В Калуге открылась фабрика «Мануфактуры BOSCO», а в прессе постоянно муссируется тема возрождения производственных мощностей и переноса производства товаров из Китая в Россию. В этой статье мы попытаемся отделить мифы от реальности и рассмотреть все плюсы и минусы такой перспективы

МИФ ПЕРВЫЙ – ПРОИЗВОДИТЬ ОДЕЖДУ В РОССИИ ВЫГОДНО, ПОТОМУ ЧТО ЭКОНОМИШЬ НА ТАМОЖЕННЫХ РАСХОДАХ И ЛОГИСТИКЕ

РЕАЛЬНОСТЬ - действительно, скорость доставки товаров из Китая составляет от 10 до 45 дней, скорость доставки по России, в основном, от 1 до 7 дней (если не считать доставку из Центрального Федерального Округа на Дальний Восток)
Стоимость доставки товаров из Китая в Россию составляет от 7 до 10% к себестоимости товаров, тогда как в России она не превышает 1 – 2%
Экономия на таможенной очистке товаров на самом деле существенная – от 23% и выше.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, большая часть тканей и фурнитуры, которыми пользуются отечественные производители, производятся в Китае, Турции, Индии, Корее или Италии, поэтому сырье в России значительно дороже, чем в Китае, причем дороже не только на стоимость доставки и таможенных пошлин, но еще и на стоимость складской логистики, наценку продавца и, иногда, наценку посредников.

Получается, что экономия на логистике готовой продукции нивелируется стоимостью тканей и фурнитуры на территории России.

МИФ ВТОРОЙ – СТОИМОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В КИТАЕ

РЕАЛЬНОСТЬ – заработная плата швей одна из составляющих себестоимости товаров, и в мировой практике составляет от 10 до 15% к отпускной цене фабрики на единицу продукции. Уровень заработной платы швей:
      в Китае - 3 – 4, 5$ в час
      в России - зависит от региона и равна примерно 2,5 – 3,5$ в час

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, российские производители, в большинстве своем, не стремятся к соблюдению международных стандартов ценообразования. Уровень фонда оплаты труда сотрудников швейных производств составляет в России от 15 до 22% к себестоимости товаров. Зачастую это происходит от того, что содержание отделов продаж ложится на накладные расходы производства, или некорректно рассчитаны нормы выработки на сотрудника в смену, или объемы производства недостаточны для снижения ФОТ, при сохранении уровня заработных плат и так далее.

Таким образом, стоимость рабочей силы в России, к сожалению, не влияет на снижение себестоимости продукции.

МИФ ТРЕТИЙ – В РОССИИ ПРОЩЕ ПРОИЗВОДИТЬ, ПОТОМУ ЧТО У НАС ЕДИНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД И ПРОЩЕ КОММУНИЦИРОВАТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ - удобство коммуникаций: единство языка и общий культурный код создают ощущение более четкого понимания друг друга:
      для работы со странами ЮВА необходим переводчик и агент
      в России с основными коммерческими вопросами можно разобраться самостоятельно

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, в Китае множество агентов и переводчиков, бизнес посредничества при размещении заказов на производстве хорошо налажен. Более того, сами фабрики давно механизировали и автоматизировали не только процессы, но и оцифровали лекала и конструкции, оптимизировали затраты на единицу продукции и наладили стабильные и надежные связи с подрядчиками: производителями тканей, фурнитуры, нитей и прочих составляющих. На любой запрос можно получить моментальный ответ о стоимости и сроках производства.
В России, в большинстве случаев, все сложно. Нет тканей, нет фурнитуры, нет необходимого парка машин, трудно разработать конструкцию, нет возможности отшить в сроки, просто нет возможности сшить именно такую модель, и так далее, в том же духе.

По факту, коммуникация затрудняется тем, что вроде как разговариваем мы на одном языке, законодательная база нам одинаково знакома, а вот взаимопонимания достичь, не получается.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ – НИКТО НЕ БУДЕТ ПЕРЕНОСИТЬ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИЮ, ПОТОМУ ЧТО В КИТАЕ ВСЕ ДАВНО НАЛАЖЕНО

РЕАЛЬНОСТЬ - В рамках пятилетнего плана, реализуемого правительством Китая, основной упор в производстве планируется сделать на сложные технологические товары, космическую отрасль, медицинскую, авиационную, энергосберегающую технику вместо легкой промышленности – одежды, обуви и других потребительских товаров, как было раньше.
В Китае все активнее продвигаются ценности, связанные с образованием, благодаря чему молодежь уже не стремится работать на фабриках – она хочет строить более серьезную карьеру, владеть и управлять фабриками, возникает дефицит дешевой рабочей силы

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, в России, наоборот, в последние несколько лет политика направлена на поддержку и развитие швейной промышленности (например, льготное кредитование, субсидирование строительства и пр.) А со слов генерального секретаря Китайской ассоциации по развитию предприятий за рубежом (China Overseas Development Association, CODA) Хэ Чжэньвэя, в интервью РИА Новости в преддверии Петербургского международного экономического форума, китайские малые и средние предприятия под давлением торговой войны с США рассматривают возможность перемещения производства в Россию! «Сейчас многие экспортные малые и средние предприятия столкнулись с трудностями. США уже подняли пошлины с 10% до 25%, что равносильно створкам ворот. В таких условиях компании должны поддерживать свое существование. Они должны задуматься над тем, как пойти в Россию. Мы можем переместить производство в Россию, оттуда товар можно также продавать и в США, и даже в Европу» - сказал Хэ Чжэновэй.

Парадоксально, но именно сами китайские производители серьезно задумываются о переносе производства в Россию.

МИФ ПЯТЫЙ – ТОВАРЫ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ, ЧЕМ ТОВАРЫ ИЗ КИТАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ – качество товаров определяется не только качеством производства, но и заданной стоимостью единицы продукции. Чем дешевле обувь или одежда, тем дешевле сырье, из которого они изготовлены. Дешевые материалы - низкая износостойкость и прочие потребительные свойства товаров.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, российские потребители, воспитанные на традициях «натуральных материалов», вероятно, являются исключением из мировых правил, своим отношением к составу материалов и качеству товаров. Только наши покупатели сгибают обувь, проверяя прочность подошвы туфель, по-прежнему поджигают ниточку у шерстяного свитера, чтобы убедиться, что пахнет «паленой овцой», предпочитают одежду из натуральных тканей, причем такую, которую можно купить недорого, а носить долго. Важно, что российские производители, воспитанные в лучших русских и «советских» традициях, действительно, очень трепетно относятся к качеству материалов и пошива одежды. Многие фабрики, по-прежнему оставляют подгиб на швы по ГОСТу, чего давно не делают китайские производители. В швейных цехах стирают ткани, чтобы они не давали усадки, перед началом запуска в производство, проверяют материалы на стойкость красителей, выбирают армированные нитки для пошива и отделки и тщательно выверяют посадку моделей.

Даже если модные товары, произведенные на российских фабриках, выглядят не очень модными, то качество у них, на самом деле значительно выше, чем у товаров, которые массово производятся на фабриках ЮВА

Получается, что однозначного ответа о преимуществах и недостатках переноса производства одежды из Китая в Россию просто не существует.
Сегодня все эксперты подтверждают, в Китае производить модные товары уже не так выгодно, как 5 или 10 лет назад. Но понятия «Новый Китай» - тоже нет. Поэтому все зависит от целей и задач, которые ставит перед собой компания заказчик. Если необходимо произвести большие партии товаров по минимальной цене, то вам во Вьетнам, Бангладеш, Индию, Индонезию или даже в Африку. Если нужен пошив небольших партий дизайнерской одежды, то это лучше делать в России.
По состоянию рынка швейной промышленности на 2019 год, размещать производство товаров в России выгодно малому бизнесу, молодым торговым маркам, торговцам товарами повседневного спроса, государственным структурам и заказчикам спецодежды, в том числе спортивной. Вертикально-интегрированным ритейлерам не менее выгодно иметь собственные швейные цеха на территории России, поскольку «быстрая мода» *, как ответ на индивидуализацию продаж и оптимизацию затрат, позволяет снижать цену и извлекать выгоду от реализации небольших партий товаров.
*«Быстрая мода» - термин, обозначающий возможность оперативного пошива ограниченных по количеству изделий коллекций, например, «повторы», или кастомизированные товары, или продукты коллабораций брендов, или дропы.


PS: В России много швейных фабрик, цехов и производителей. В большинстве своем – это частные компании, созданные в годы перестройки людьми, фанатично влюбленными в свое дело. Много лет они не были востребованы, отечественные сетевые операторы не спешили размещать у них заказы, а иностранные компании с мировым именем «душили» стандартами ценообразования. В таких условиях производители придумывали собственные торговые марки, пытаясь обеспечить бесперебойную загрузку парка машин. Сегодня эта практика сыграла злую шутку с владельцами швейных предприятий. Приходится «сидеть» на двух стульях: с одной стороны, работать над оптимизацией себестоимости продукции, с другой – заниматься продвижением собственных брендов. Вроде, как и заказчиков хорошо бы найти, но только собственные зарегистрированные марки бросать тоже жалко.  Нужно бы автоматизировать производство, но не хватает оборотных средств, все «вложено в склад», заполненный остатками нереализованных или вновь произведенных товаров под торговым знаком – нельзя же остановить производство. Вот и получается замкнутый круг….
Тем не менее, уже есть прекрасный опыт молодых производителей, готовых работать именно как фабрики, были бы заказчики. Есть опыт развития вертикально-интегрированных производителей, наши швейники научились работать в режиме «fast fashion» и готовы отшивать партии товаров даже от 100 единиц на модель, интернет маркетплейсы оказались отличным подспорьем для реализации неизвестных торговых марок и будущее российских производителей выглядит гораздо более оптимистично, чем в 2014 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий